Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив МКДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками МКДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав МКДОУ № 21 и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- система видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми
По данным Всемирной организации здравоохранения жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями.
ВИДЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:
Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов, пощечин, таскания за уши, прижигание горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов.
Влияние на ребенка: дети могут становиться агрессивными, тревожными. Могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками. Страх физического контакта, боязнь идти домой. Нервные тики, сосание пальцев, раскачивание;
Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Влияние на ребенка: Странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий; жалобы на физическое нездоровье; беременность; наличие болезней, передающихся половым путем;
Психологическое насилие – эмоционально дурное обращение постоянное отвержение или унижение ребенка: обвинения в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства, осмеяние, обман ребенка; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству, запирание в темной комнате, ограничение его активности; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка: Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков); уступчивость, податливость; ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Дети, подвергшиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую и неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности.
Пренебрежение основными потребностями и нуждами ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании. Ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. Проживание ребенка в антисанитарных условиях, беспечное отношение к безопасности детей.
Влияние на ребенка: плохая гигиена кожи, внешне запущенное состояние (не расчесан, педикулез, дистрофия, неприятный запах), может быть предоставлен сам себе, без контроля со стороны взрослых или без места жительства, не посещает или прогуливает школу. Возможен обратный вариант, когда ребенок приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно, устает, апатичен, имеет отклонения в поведении, одет в изношенную, не соответствующую размеру одежду
Жестокое обращение с детьми и подростками в семьях или образовательно-воспитательных организациях, а также пренебрежение основными нуждами со стороны лиц, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию, содержанию и обучению, способствует криминализации несовершеннолетних. Проявление физического и психического насилия со стороны родителей, иных законных представителей или педагогов способствуют повышению уровня агрессивности детей, усвоению насильственных способов разрешения конфликтов, как нормативного поведения, воспроизводству ими в общении с окружающими воспринятых в детстве негативных образцов поведения.
ФАКТОРЫ РИСКА
Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.
Ребенок
Дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним: ребенок в возрасте до 4 лет или подросток; нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок; ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.
Родители или воспитатели
Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:
- трудности, связанные с новорожденным; оставление ребенка без внимания; подвергание жестокому обращению в детстве;
- неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания; вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности; вовлеченность в преступную деятельность; испытываемые финансовые трудности.
Взаимоотношения
Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например: проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи; разлад в семье или насилие между другими членами семьи; изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки; отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В законодательстве Российской Федерации существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Административная ответственность
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психологическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Родители, а также лица, их заменяющие могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:
- ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства),
- ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
- ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), - ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта),
- ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
- ст. 116 УК РФ (побои),
- ст. 117 УК РФ (истязание),
- ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности),
- ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью),
- ст. 131 УК РФ (изнасилование);
- ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
- ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера),
- ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);
- ст. 135 УК РФ (развратные действия),
- ст. 125 УК РФ (оставление в опасности);
- ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному);
- ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), - ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий),
- ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), - ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).
Гражданско-правовая ответственность
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (иных законных представителей) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Примеры: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Для несовершеннолетних и их родителей действует АНОНИМНЫЙ, БЕСПЛАТНЫЙ,
КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ телефон доверия для детей, подростков и их, родителей 8-800-2000-122
Берегите себя и своих детей!